Использование речетворческих приемов работы в ходе подготовки к сжатому изложению / А. С. Гуделис, Н. В. Кулакова, М. В. Веккессер, Т. А. Колесникова. – Текст : электронный // Глобальный научный потенциал. – 2025. – № 2(167). – С. 102-104. – URL: http://globaljournals.ru/globalnyij-nauchnyij-potencial/arhiv/vyipuski-z... (дата обращения: 27.11.2025).
В статье представлен опыт работы над творческими приемами, способствующими успешному написанию сжатого изложения. В процессе освоения школьного кур- са русского языка особое внимание уделяется формированию у обучающихся умения видеть содержательную сторону учебного материала и воспроизводить всю суть. Обучающийся должен уметь осуществлять информационную переработку текста, передавать его смысл в устной и письменной формах, а также уметь характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения. В связи с этим становится важным сжатое изложение как вид упражнения, направленного на развитие связной речи. Это определяет актуальность исследования. Основными задачами исследования явились: анализ школьных учебников и выявление приемов работы, способствующих успешному написанию сжатого изложения; проведение констатирующего среза и его анализ; разработка приемов работы над сжатием текста. Методы исследования: анализ и обобщение, констатирующий срез, моделирование заданий. В результате исследования авторы приходят к выводу, что использование творческих упражнений в ходе подготовительной работы к написанию сжатого изложения способствует формированию умения у школьников лаконично излагать необходимую информацию.