В 2008 году по инициативе канд.пед.наук, доцента, доцента кафедры педагогики Ольги Борисовны Лобановой и канд.пед.наук, доцента, заведующего кафедрой педагогики Зульфии Ульфатовны Колокольниковой был создан музей истории развития образования «От Енисейской губернии до Красноярского края». Днем основания музея считается 15 декабря 2008 года, когда была проведена первая музейная экспозиция «История развития образования в Енисейской губернии и Красноярском крае».
Толчком к созданию музея стали научный интерес руководителей музея и ценностное отношение к истории родного края, к Alma mater, желание сохранить традиции и неповторимость сибирского образования.
Как любой музей, музей «От Енисейской губернии до Красноярского края» занимается собиранием, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о развитии образования в сибирском. Главным нормативным документом является Положение о музее. Музейная деятельность ведется в нескольких направлениях: фондовая, экспозиционная и научно-просветительная работа.
За время работы музея «От Енисейской губернии до Красноярского края» собрано более 10 000 экспонатов и фонды музея постоянно пополняются. Основу фондов составили личные коллекции руководителей музея, преподавателей института (В.В.Алябьева, О.А.Ефиц, Г.Ф.Зайцевой, Г.Г.Майоровой, О.Г.Поданевой, Л.Н.Храмовой, А.П.Шишмаревой и др.), студентов ЛПИ – филиала СФУ.
В фондах музея множество школьных фотографий, грамот и дипломов, свидетельств об окончании учебных заведений, учебников, школьных принадлежностей (тетради, дневники, портфели, пеналы, ручки, карандаши, чернильницы, раздаточный и поделочный материал, наглядные пособия и др.); октябрятская, пионерская, комсомольская атрибутика (значки, барабаны, горны, знамена, комсомольские билеты, мандаты, альбомы и др.).
Музейные предметы находятся не только в фондах, но и демонстрируются на постоянно действующей экспозиции (ауд.201) и временных экспозициях в фойе и библиотеке института, Краеведческом музее г.Лесосибирска, на выездных экспозициях в школах г.Лесосибирска. Кроме того, у музея создана своя фонотека (более 100 пластинок с детскими песнями, сказками) и видеотека (учебные фильмы 60-80 гг. ХХ в., видеофильмы, созданные студентами для проведения музейных экспозиций). Есть в фондах музея и отдел костюма (более 100 предметов), в котором собраны образцы школьной формы (аутентичные и воссозданные), детская одежда, шляпы, зонты, галстуки и др.
Основным видом музейной работы является музейная экспозиция. На сегодняшний день под руководством О.Б.Лобановой и З.У.Колокольниковой проведено более 50 экспозиций, среди которых «История детских организаций в России в ХХ в.» (2009), «Развитие педагогического образования в России» (2010), «Вы помните, как был открыт лицей…», «Просветительская деятельность декабристов в Сибири» (2011), «История школьной формы в России», «История развития технических средств обучения» (2012), «История детской игрушки в России» (2011, 2013, 2016), «История гимназического образования в России» (2014), «Школа в годы Великой Отечественной войны» (2015), «История Единой трудовой школы в Сибири» (2017), «Тайна школьного портфеля» (2018), «История наказаний и поощрений в воспитании детей» (2019) и др.
Музейная экспозиция выступает как основа для реализации образовательной и воспитательной функций музея, как база для массовой научно-просветительской работы. Формируется, главным образом, на подлинных экспонатах, прошедших научную обработку. В ходе музейных экспозиций студенты проводят циклы экскурсий для студентов и школьников, где посетители проявляют живой интерес к экспонатам музея и экскурсионной программе. Разновозрастной состав посетителей музея (школьники 1-11 классов, студенты института) требует соответствующей адаптации экскурсионной программы, с чем студенты-экскурсоводы с успехом справляются. Успех и живой интерес к музейным экспозициям создается использованием театрализации, музыкальным оформлением, подготовкой декораций и творческим подходом к делу руководителей и студентов-участников.
Музей ведет активную научно-просветительскую работу: экскурсии, лекции, консультация, конференции (в рамках работы Международной научно-практической конференции «Инновации в образовании: опыт, проблемы, перспективы» и Всероссийской научно-практической конференции «Социализация учащихся в условиях образовательного процесса» обсуждаются доклады по проблемам музейной педагогики; руководители музея представляют свой опыт музейной работы на Международной конференции в Санкт-Петербурге «Музеология и мезееведение XXI века (2016, 208, 2020); научный кружок «Музейная педагогика» (являясь членами кружка студенты участвуют в создании музейных экспозиций, работают в фондах музеев и архивов гг.Томска, Красноярска, Енисейска, Лесосибирска); викторина, квест, мастер-класс. Результатом музейной деятельности являются новые знания, зафиксированные не только в музейных экспозициях, но и музейных изданиях. На сегодняшний день под руководством О.Б.Лобановой и З.У.Колокольниковой подготовлено и опубликовано более 60 студенческих работ, посвященных музейной педагогике, истории сибирского региона, учебным заведениям Сибири и др.; студенты-члены кружка «Музейная педагогика» становились победителями грантовых проектов (более 50), победителями и призерами Международных и Всероссийских научно-практических конференций и конкурсов (более 30), где представляли результаты своей научно-поисковой работы. Опыт реализации музейной педагогики и организации музея «От Енисейской губернии до Красноярского края» представлен руководителями музей О.Б.Лобановой и З.У.Колокольниковой в ведущих научных изданиях: журналы «Образование и наука» (2013), «Вопросы музеологии» (2016), «Инновации в образовании» (2016), «Право и образование» (2017, 2018, 2019), «Известия РГПУ им.А.И.Герцена» (2019); главы в монографиях (2015, 2018), а также в изданиях, входящих в международную научную базу Scopus.
В 2019 году О.Б.Лобанова И З.У. Колокольникова прошли повышение квалификации «Аттестация экскурсовода: тренинг профессиональных компетенций», получили свидетельства о квалификации экскурсовода и аттестаты соответствия проводимых экскурсий требованиями профессионального стандарта экскурсовода.