Виталёва, Я. В. Проблема стресса у первокурсников в период адаптации к обучению в вузе / Я. В. Виталёва, Н. В. Басалаева, Т. В. Шелкунова. – Текст : электронный // Проблемы современного педагогического образования : сборник научных трудов / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского», Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» в г. Ялте. – Ялта : РИО ГПА, 2025. – Вып. 87, ч. 3. – С. 354-357. – URL: https://lpi.sfu-kras.ru/files/vitalyova_ya._v._problema_stressa_u_pervok... (дата обращения: 28.06.2025).
Обучение в высшем учебном заведении, особенно на первом курсе, представляет собой сложный и многогранный процесс, сопряженный с рядом специфических проблем для студентов. Современные студенты сталкиваются с повышенными требованиями к самостоятельности, ответственности и организованности, что может стать серьезным испытанием для молодых людей, только начинающих свой путь в академической среде. Высокая учебная нагрузка, необходимость осваивать новые дисциплины, адаптироваться к иному темпу и формату обучения – все это факторы, потенциально приводящие к развитию учебного стресса. Студенческая жизнь – это период, когда приходится преодолевать многочисленные трудности, учиться взаимодействовать в новых социальных группах, брать на себя новые социальные роли, пересматривать устоявшиеся привычки и адаптироваться к совершенно иным условиям жизни. Данная статья посвящена изучению проблемы учебного стресса у студентов-первокурсников высших учебных заведений. Целью исследования является выявление специфических особенностей проявления данного феномена в контексте первого года обучения, определение основных детерминирующих факторов, способствующих его возникновению, и анализ возможных негативных последствий для психологического благополучия и академической успеваемости студентов. В статье представлен подробный аналитический обзор теоретических и эмпирических работ, посвященных изучению феномена учебного стресса в рамках психолого-педагогической науки, с акцентом на адаптационный период. Подчеркивается, что учебный стресс оказывает значительное негативное влияние на когнитивные функции, необходимые для успешного обучения, такие как восприятие, внимание, память, мышление и способность эффективно обрабатывать информацию, что в конечном итоге негативно сказывается на академической успеваемости студентов. Кроме того, стресс, деструктивно влияющий на учебный процесс, создает дополнительные трудности, вызывает чувство дискомфорта, тревоги и напряжения, тем самым усугубляя общее стрессовое состояние студентов и снижая качество их жизни. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что развитие стрессоустойчивости и эффективных стратегий копинг-поведения у студентов-первокурсников является критически важным фактором для снижения уровня учебного стресса, успешной адаптации к вузовской среде и повышения общей эффективности учебной деятельности [5].