Уважаемые читатели, мы завершаем нашу рубрику «История газетной строкой» публикацией, автором которой является преподаватель Лесосибирского педагогического института Константин Архипович Патюков – участник Великой Отечественной войны, освобождавший от фашистов Донбасс и Крым. Награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги», «Победу над Германией».
Мы гордимся своими героями и бережно храним память о них!
«Путь борьбы и труда» («Енисейская правда», №74, 1968 г.) Говорить о войне очень трудно, тяжело вспоминать о погибших в боях товарищах. Шли жаркие бои за каждую пядь сталинградской земли. Мы стояли в 20 километрах от города, старались сдержать бесчисленные атаки противника: фашисты, чувствуя, что Сталинград взять очень трудно, пытались побыстрее прорваться к Волге с флангов. Им удалось расколоть нашу дивизию надвое и этим самым изрядно распылить наши силы. Но мы не сдавались, бились до последнего, пока не пришло подкрепление. Горела земля, горел на полях неубранный хлеб. «Мессершмитты» настолько обнаглели, что на бреющем полете жаждали убить любого, кто окажется под их прицелом: будь то раненый солдат или возница в бричке. Был я простым солдатом, рядовым. И, конечно, не думал тогда, что, 20 с лишним лет после войны, придется мне рассказывать об этом времени, сидя за чашкой чая, в наше мирное время. Нет-нет, я верил, что мы победим! Просто не мог представить, когда это будет, когда я вновь приду в класс и как всегда скажу: «Здравствуйте, ребята! Сегодняшняя тема нашего урока…». До войны я учился в институте и работал учителем, и поэтому мне, может быть, было больнее, чем кому-либо чувствовать всю тяжесть войны, видеть гибель отцов, с детьми которых я расстался только что. Уверенности в нашей победе стало еще больше, когда армия Паулюса оказалась в кольце. Сколько радости было! Демобилизовался я в сорок пятом. Снова принялся за учебу. Из Томского педагогического перевелся в Красноярский, поближе к родным местам (родился в Енисейском районе, в деревне Подгорное прошло мое детство). В институте увлекла физика, да так увлекла, что меня оставили на кафедре. Стал работать в качестве ассистента. Потом Ачинский и Енисейский институты. Задумал защитить диссертацию. Выбрал тему: «Термоэлектрические свойства железоникелевых сплавов». Работал под руководством члена-корреспондента Академии наук СССР профессора Леонида Васильевича Киренского, депутата Верховного Совета СССР. За шесть лет моей работы на кафедре физики Енисейского пединститута проделана значительная работа. Создана лаборатория физики магнитных явлений. В этой лаборатории я провел экспериментальную часть работы по теме диссертации. Цель наша – как можно больше привлечь студентов к работе в данной лаборатории. Кафедра составила сборник задач по физике с техническим содержанием для школ рабочей молодежи под редакцией старшего преподавателя кафедры Д.А. Пономарева. Участвовали в составлении сборника старшие преподаватели В.В. Башуров, И.Н. Водинов, В.А. Воротников. А сколько предстоит работы еще! Дать студентам максимум знаний, привить любовь к предмету, научить методике преподавания физики. Но нас волнуют и научные проблемы. Например, электрические и магнитные свойства ферромагнитных сплавов. Эти сплавы применяются в телефонии и радио, но свойства их до конца не изучены. Вот мы и поставили задачу – получить экспериментальные данные о свойствах некоторых металлов с тем, чтобы облегчить получение материалов с заданными свойствами. Страна наша – на большом подъеме. Все мы, и старшее поколение – бывшие воины, участники Великой Отечественной войны, – и молодое поколение, строим светлое будущее. И если нам кто-то помешает мирно трудиться, все, как один, как в сорок первом, встанем на защиту своего Отечества. Заведующий кафедрой физики Енисейского пединститута К.А. Патюков
«Путь борьбы и труда» («Енисейская правда», №74, 1968 г.)
Говорить о войне очень трудно, тяжело вспоминать о погибших в боях товарищах.
Шли жаркие бои за каждую пядь сталинградской земли. Мы стояли в 20 километрах от города, старались сдержать бесчисленные атаки противника: фашисты, чувствуя, что Сталинград взять очень трудно, пытались побыстрее прорваться к Волге с флангов. Им удалось расколоть нашу дивизию надвое и этим самым изрядно распылить наши силы. Но мы не сдавались, бились до последнего, пока не пришло подкрепление.
Горела земля, горел на полях неубранный хлеб. «Мессершмитты» настолько обнаглели, что на бреющем полете жаждали убить любого, кто окажется под их прицелом: будь то раненый солдат или возница в бричке.
Был я простым солдатом, рядовым. И, конечно, не думал тогда, что, 20 с лишним лет после войны, придется мне рассказывать об этом времени, сидя за чашкой чая, в наше мирное время. Нет-нет, я верил, что мы победим! Просто не мог представить, когда это будет, когда я вновь приду в класс и как всегда скажу: «Здравствуйте, ребята! Сегодняшняя тема нашего урока…». До войны я учился в институте и работал учителем, и поэтому мне, может быть, было больнее, чем кому-либо чувствовать всю тяжесть войны, видеть гибель отцов, с детьми которых я расстался только что.
Уверенности в нашей победе стало еще больше, когда армия Паулюса оказалась в кольце. Сколько радости было!
Демобилизовался я в сорок пятом. Снова принялся за учебу. Из Томского педагогического перевелся в Красноярский, поближе к родным местам (родился в Енисейском районе, в деревне Подгорное прошло мое детство).
В институте увлекла физика, да так увлекла, что меня оставили на кафедре. Стал работать в качестве ассистента. Потом Ачинский и Енисейский институты. Задумал защитить диссертацию. Выбрал тему: «Термоэлектрические свойства железоникелевых сплавов». Работал под руководством члена-корреспондента Академии наук СССР профессора Леонида Васильевича Киренского, депутата Верховного Совета СССР.
За шесть лет моей работы на кафедре физики Енисейского пединститута проделана значительная работа.
Создана лаборатория физики магнитных явлений. В этой лаборатории я провел экспериментальную часть работы по теме диссертации. Цель наша – как можно больше привлечь студентов к работе в данной лаборатории. Кафедра составила сборник задач по физике с техническим содержанием для школ рабочей молодежи под редакцией старшего преподавателя кафедры Д.А. Пономарева. Участвовали в составлении сборника старшие преподаватели В.В. Башуров, И.Н. Водинов, В.А. Воротников.
А сколько предстоит работы еще! Дать студентам максимум знаний, привить любовь к предмету, научить методике преподавания физики. Но нас волнуют и научные проблемы. Например, электрические и магнитные свойства ферромагнитных сплавов. Эти сплавы применяются в телефонии и радио, но свойства их до конца не изучены. Вот мы и поставили задачу – получить экспериментальные данные о свойствах некоторых металлов с тем, чтобы облегчить получение материалов с заданными свойствами.
Страна наша – на большом подъеме. Все мы, и старшее поколение – бывшие воины, участники Великой Отечественной войны, – и молодое поколение, строим светлое будущее. И если нам кто-то помешает мирно трудиться, все, как один, как в сорок первом, встанем на защиту своего Отечества.
Заведующий кафедрой физики Енисейского пединститута К.А. Патюков
Материал подготовлен О.Б. Лобановой и Л.С. Шмульской
«История газетной строкой». Строка пятая…