26-27 апреля 2024 года в Лесосибирском педагогическом институте – филиале СФУ состоялась научно-практическая конференция XV Международные (XХIХ Всероссийские) филологические чтении памяти профессора Раисы Тихоновны Гриб «Человек и язык в коммуникативном пространстве», в работе которой приняли участие более шестидесяти докладчиков из числа ученых, учителей, преподавателей, педагогов, психологов, студентов, прошли мастер-класс, круглый стол, экскурсия в город Енисейск.
В приветственном слове на открытии конференции заместитель директора по учебной работе Светлана Викторовна Мамаева отметила, что «Чтения уже в двадцать девятый раз собрали вместе единомышленников для обсуждения лингвистических, литературоведческих, методических вопросов, отражающих взаимодействие человека и языка в коммуникативном пространстве. И в этот году география конференции вышла за границы Российской Федерации. Проведение Чтений является важным событием для Лесосибирского педагогического института».
Приветствуя участников Чтений Ольга Юрьевна Егорова, заместитель Главы города Лесосибирска по социальным вопросам, подчеркнула, что Филологические чтения «Человек и язык в коммуникативном пространстве» успешно проходят испытания временем. Она пожелала всем интересной и продуктивной работы на площадках конференции и выразила надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество нашего института и города в плане подготовки будущих специалистов для системы образования.
В этом году в ходе торжественной части прозвучало приветствие Алексея Петровича Байкова, депутата Законодательного собрания Красноярского края, внучатого племянника Раисы Тихоновны Гриб. Он выразил благодарность кафедре филологии и языковой коммуникации и в целом институту за то, что в нашем вузе чтят память о Раисе Тихоновне таким масштабным научным мероприятием.
В видеоприветствии специального корреспондента Северо-Енисейской муниципальной информационной службы, кандидат филологических наук, члена Союза журналистов России Тамары Павловны Поповой было отмечено, что как и прежде география Чтений обширна: Китай, Кыргызстан, Казахстан, Беларусь, Россия (Москва, Санкт-Петербург, Луганск, Симферополь, Тула, Тверь, Казань, Воронеж, Челябинск, Барнаул, Кемерово, Абакан, Красноярск, Владивосток и др.). Это способствует обмену мнениями между молодыми и опытными учёными различных регионов страны, поддерживает связь между наукой и практикой, формирует имидж вуза как регионального современного образовательного и динамично развивающегося учреждения.
В торжественной части открытия Чтений заведующая кафедрой филологии и языковой коммуникации Лесосибирского педагогического института Мария Викторовна Веккессер подчеркнула, что для Раисы Тихоновны Гриб Лесосибирский педагогический институт стал значительной вехой в жизни. Она начала свою работу в Енисейском (Лесосибирском) педагогическом институте в далеком 1955 году. Открыла путь в профессию, в науку многим выпускникам филологического факультета, которые всегда вспоминают о ней с теплотой и благодарностью. По отзывам коллег, Раиса Тихоновна имела уникальную способность объединять невидимой нитью людей благодаря ее душевным качествам, любви к русскому языку и педагогической профессии. Мария Викторовна ометила, что значительный вклад в становление и развитие Чтений внесли Борис Яхиевич Шарифуллин, доктор филологических наук, профессор, и Ирина Владимировна Евсеева, доктор филологических наук, благодаря которым Чтения приобрели особый научный статус. И сегодня проведение конференции вызывает огромный интерес в научном и педагогическом сообществе далеко за пределами нашего региона. Заведующая кафедрой познакомила с электронным ресурсом, где представлена своего рода «летопись» конференции: биография Раисы Тихоновны, фотогалерея, сборники и другие компоненты; рассказала, что в 2023 году, посвященном педагогу и наставнику, преподавателями кафедры были собраны и систематизированы материалы о Раисе Тихоновне, которые легли в основу выставки «Виват, учитель!» (с ее экспонатами и в этом году можно ознакомиться в 307 аудитории – кабинете русского языка); поделилась, что в ходе работы над выставкой возникла идея создания памятного буклета о Раисе Тихоновне, которую коллектив кафедры воплотил в жизнь – издан замечательный альбом, раскрывающий многогранность личности профессора.
Интересной, содержательной, вызвавшей живое обсуждение, была пленарная часть конференции.
Виктория Николаевна Карпухина, доктор филологических наук, профессор кафедры лингвистики, перевода и иностранных языков АлтГУ (г. Барнаул), рассмотрела англоязычные детские мультимедийные издания в лингвоаксиологическом аспекте. Всех участников конференции поразила глубина исследования и его важность для изучения дискурса перевода.
В выступлении Ирины Владимировны Евсеевой, доктора филологических наук, доцента, заведующего кафедрой русского языка и речевой коммуникации ИФиЯК СФУ, и ее коллеги – Инги Анатольевны Славкиной, кандидата филологических наук, доцента, доцента кафедры русского языка и речевой коммуникации ИФиЯК, директора консалтингового центра профессиональной коммуникации центра профессиональной коммуникации и лингвистических экспертиз ИФиЯК СФУ (г. Красноярск) – была обозначена острая проблема использования матизмов на товарах отечественных маркетплейсов. Этот доклад открыл для участников конференции новые перспективные подходы к работе в данном направлении, вызвал неподдельный интерес и эмоциональный отклик у слушателей, что послужило активному обсуждению этой проблемы и за пределами пленарной части.
Доклад Галины Анатольевны Копниной, доктора филологических наук, профессора, заведующей отделением филологии и журналистики ИФиЯК СФУ (г. Красноярск), рассчитан на широкую аудиторию и никого не оставил равнодушным. В нем был представлены ход и перспективы исследования, поддержанного Российским научным фондом; обозначено понимание триггерного высказывания в русской речи; очерчен круг проблем, связанный с распознаванием и классификацией таких высказываний. По мнению учёного, это особый способ воздействия на эмоции и сознание людей, который может быть рассмотрен и в аспекте речевого манипулирования.
В своем выступлении Кулакова Наталья Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики начального образования Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, всесторонне раскрыла благотворное влияние семейного чтения на подрастающее поколение в эпоху цифровизации, обозначила возможности и практики, культивирующие интерес к чтению не только в кругу семьи, но и за счет ресурсов городских библиотек.
По итогам первой части пленарного заседания в аудитории были высказаны интересные суждения, докладчикам были заданы вопросы, которые, без сомнения, говорят об актуальности представленных тем и активной гражданской позиции слушателей.
Пленарная часть была продолжена секционными заседаниями.
Руководитель секция «Современные научные парадигмы и проблемы профессионального образования» Лариса Степановна Шмульская, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры ФиЯК, отмечает: «Тематика секции позволила обсудить широкий спектр теоретических и прикладных проблем профессионального образования. Представленные на секции доклады можно сгруппировать по следующим основным направлениям: актуальные вопросы взаимодействия обучающихся и педагога (докладчики: Н.В. Басалаева, Т.В. Захарова, А.В. Фирер, Т.В. Шелкунова, Т.В. Казакова. Н.С. Тишевевская); актуальные теоретические вопросы гуманитарного образования (докладчики: Л.С. Шмульская, Т.А. Колесникова, Н.Д. Фирер, С.С. Ахтамова). Работа секции, по отзывам участников, стала представительной площадкой педагогического сообщества Приенисейского региона для обсуждения актуальных вопросов профессионального образования. Кроме того, продуктивное рассмотрение вопросов в рамках секционной дискуссии способствовало повышению профессиональных знаний и компетенций участников».
О работе секции «Современные научные парадигмы и проблемы школьного образования» делится ее руководитель – Мария Викторовна Веккессер, кандидат филологических наук, доцент: «Замечательным «украшением» работы секции стал мастер-класс «Мультипликация как средство обучения», виртуозно продемонстрированный с применением интерактивных форм взаимодействия, Натальей Васильевной Кулаковой, кандидатом педагогических наук, доцентом, доцентом кафедры теории и методики начального образования Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Учителя, сотрудники образовательных организаций города и районов оживили дискуссии «прикладным» взглядом: в формате конструктивного диалога обсуждались теоретические проблемы современной методики преподавания русского языка и литературы, которые находят своё практическое применение. Так, особый интерес у слушателей-студентов вызвали доклады: «Сочинение на экзамене – пишем с удовольствием» Татьяны Анатольевны Широких, учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ № 1», которая представила приемы работы над сочинением по русскому языку в 9 классе; Татьяны Андреевны Елгиной, учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2», которая раскрыла потенциал урока русского языка в воспитательном аспекте; Марии Альбертовны Онофриенко, учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1», познакомившей с возможностями образовательной платформы CoreApp на уроках словесности. В работе секции принимали участие не только филологи, но и учитель начальных классов МБОУ «СОШ №9» Людмила Викторовна Кузнецова, которая эмоционально раскрыла секреты своего успешного опыта по воспитанию творческой личности на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах, что в последнем случае демонстрирует «расшколивание» процесса воспитания всесторонне развитой личности ребенка; педагог дополнительного образования МБОУ «СОШ №9» Андрей Анатольевич Оленицкий поделился собственным опытом использования онлай-сервисов для создания генеалогического древа как средства сохранения семейных ценностей; педагог-психолог МБОУ «СОШ №9» Наталья Сергеевна Лисогорова рассказала о ее системе работы, которая позволяет успешно организовать взаимодействие педагога-психолога с родителями, что обеспечивает успешную адаптацию первоклассников в школе. В этом году приняли участие педагоги, являющиеся советниками директоров по воспитанию. Они поделились своими эффективными практиками воспитательной работы: Наталья Сергеевна Жданова, муниципальный координатор советников директоров по воспитанию города Лесосибирска, раскрыла суть проекта «Навигаторы детства» как ресурса реализации государственной политики в области воспитания; Юлия Николаевна Чернявская, учитель начальных классов, советник директора по воспитанию МБОУ «Лицей» поделилась, как в своей работе советника реализует макаренковские идеи, дающие возможность успешно воплотить практики самоуправления в становлении лицейского детского коллектива; Евгения Андреевна Сафронова, советник директора по воспитанию, осветила особенности кооперации МБОУ «СОШ №9» г. Лесосибирска как условие формирования единого воспитательного пространства муниципалитета; в стендовом докладе Наталья Филипповна Алексеева, учитель физической культуры, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями МБОУ «СОШ №4», представила опыт организации социального партнерства как ресурса патриотического воспитания обучающихся. В ходе подведения итогов работы секции все присутствующие выразили благодарность за возможность представить свои разработки и надежду на дальнейшее сотрудничество».
В рамках работы секции «Проблемы межкультурной коммуникации и интерлингвистики», руководителем которой была Елена Владиленовна Семенова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры филологии и языковой коммуникации, были представлены стендовые и онлай-доклады методической и лингвистической направленности как отечественных, так и зарубежных ученых.
Ольга Николаевна Зырянова, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры ФиЯК, руководитель секции «Актуальные проблемы современной гуманитаристики», характеризуя работу этого направления, отмечает, что работа секции была плодотворной и насыщенной, о чем свидетельствует широкий спектр обсуждаемых тем. Методические аспекты преподавания дисциплин филологического цикла рассматривались в докладах, Е.В. Семеновой «Преподавание курса «Теория и практика перевода» в контексте современного понимания межкультурной коммуникации»; Н.В. Журавлевой (г. Истра) «Профессионализация преподавания общеобразовательной дисциплины «Литература» (на примере изучения творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина будущими воспитателями ДОО)»; О.Н. Зыряновой «Формирование семейных ценностей на уроках литературы». Особенности музыкального образования младших школьников в условиях поликультурного общества раскрыла в своем докладе Г.В. Сычкова (г. Истра). Н.И. Некрасова (г. Истра) представила исследование по проблеме формирования правовой культуры у студентов в условиях среднего профессионального образования. Представление о христианстве в религиозном дискурсе современной молодежи стало предметом изучения в работе А.А. Байкова(г. Истра). У.А. Савченко (г. Томск) познакомила с исследованием в области использования искусственного интеллекта на уроках литературы. В работе было акцентировано внимание на возможности ИИ для создания игровых ситуаций на уроках при изучении классических произведений. Прозвучали доклады, предметом исследования которых стали теоретические и прикладные вопросы филологии. Проблема типологии жанра литературного портрета была представлена в исследовании Т.П. Поповой. Н.С. Севруженко познакомила с результатами изучения русскоязычных массмедийных текстов на предмет использования новых терминологических наименований социально-политических конфликтов. Доклад Д.А. Беляевой был посвящен языковым и внеязыковым особенностям китайских блогов. В.Ю. Смагина раскрыла в своем исследовании особенности фигурирования глаголов речи в романе А. Иванова «Географ глобус пропил».
На заседании секции «Актуальные вопросы управления и коммуникации в сфере образования», руководителем которой являлась Татьяна Вячеславовна Захарова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры ВМИЭиЕ, поднимались важные вопросы, связанные с коммуникацией в сфере образования. Обсуждались актуальные вопросы управления проектами в сфере образования и науки. Живой интерес вызвал доклад о развитии кадрового потенциала регионального педагогического вуза 1950-1960 годы. Конференция дала возможность участникам представить результаты своей научно-методической деятельности, принять участие в обсуждении актуальных вопросов управления образованием.
Марина Леонидовна Ростова, старший преподаватель кафеды ФиЯК, и Яна Николаевна Казанцева, старший преподаватель кафеды ФиЯК, – руководители секции для студентов образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, указывают: «Были представлены работы по широкому спектру научных направлений. Докладчики выступали как очно, так и с применением дистанционных технологий. Гости из КГПУ им. В. П. Астафьева (г. Красноярск) и Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан) поделились своими наработками и комплектами заданий для работы с младшими школьниками на уроках литературного чтения и русского языка. Также работой гостей с учениками начальной школы заинтересовались и студенты нашего вуза, рассматривающие формирование коммуникативной компетенции у обучающихся различными средствами. Неподдельный интерес вызвали доклады студентов ИФиЯК СФУ (г. Красноярск), которые исследовали речевой триггер страха в новостном интернет-дискурсе. Активное участие в работе секции приняли студенты Истринского профессионального колледжа – филиала ГГТУ (Московская область), которые вместе со своими руководителями выбрали очень разнообразные и интересные темы для своих научных изысканий. Представители Сибирскго государственного университета физической культуры и спорта (г. Омск) в своих работах затронули некоторые вопросы происхождения и словообразования английской терминологии по разным видам спорта. Хотелось бы отметить, что ребята представили свои доклады на английском языке. В докладах лингвистической направленности спикеры раскрыли актуальные вопросы, связанные с речевой манипуляцией в рекламе, вербализацией концепта «Пушкин», структурно-семантическим анализом антипословиц английского языка и др. Кроме этого, выступающие обратились к исследованию региональной прессы 40-х годов прошлого века. Ряд выступлений носил литературоведческий характер, они были связаны с творчеством А. С. Пушкина, А. И. Куприна, И. А. Крылова, М. И. Цветаевой и Б. Ахмадулиной. Помимо аспектов, связанных непосредственно с филологией, затрагивались проблемы, касающиеся склонности современных подростков к буллингу и факторов эмоционального напряжения студентов педагогического вуза, рассматривался математический язык как межнациональный язык общения, а также основные этапы создания виртуального музея история развития образования».
В рамках чтений сотрудниками библиотеки ЛПИ – филиала СФУ была подготовлена выставка научных и учебных изданий сотрудников кафедры филологии и языковой коммуникации (в прошлом кафедры русского языка и литературы и кафедры иностранных языков). Выставка продемонстрировала широкий спектр научных интересов преподавателей.
27 апреля прошла не менее эффективная и продуктивная работа круглого стола, где обсуждались современные практики в преподавании русского языка и литературы.
Ярким событием Чтений стала увлекательная и познавательная экскурсия в г. Енисейск, с видеосюжетом о которой можно ознакомиться в сообществе кафедры филологии и языковой коммуникации социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/public211306811).
В ходе рефлексивной сессии было отмечено, что доклады по всем направлениям конференции были интересны и вызвали со стороны слушателей живое обсуждение. В целом участники Чтений были единодушны во мнении, что работа конференции была успешной, интересной и плодотворной; они оценили ее высокий уровень, отметив глубокое научное содержание и ее замечательную организацию. По мнению коллег, это научное мероприятие отличается весьма актуальными темами за счёт современного контекста, учёные продемонстрировали готовность к дискуссии в любом предлагаемом аудиторией формате. Неподдельный интерес, интеллектуальный и эмоциональный отклики на доклады обусловлены и тем, что объектом изучения являются живой современный литературный процесс и современная коммуникация, а также вопросы методики обучения и востребованные временем воспитательные практики. Для специалистов это мероприятие стало генератором новых идей, импульсом для новых исследований и научного сотрудничества.
По итогам конференции выйдет в свет сборник статей, в котором будут представлены более 50 статей, среди авторов которого доктора и кандидаты наук, аспиранты, магистранты, учителя-практики. Материалы конференции носят междисциплинарный характер. В статьях лингвистов, литературоведов, психологов, методистов и других представителей гуманитарных наук обсуждаются весьма актуальные проблемы, центром которых является человек и язык в коммуникативном пространстве: проблемы речевого общения и теории языка; коммуникация в пространстве художественного текста; коммуникативное пространство языка в диахроническом аспекте; современные научные парадигмы и проблемы образования; проблемы межъязыковой коммуникации и преподавания иностранных языков.
В рамках работы конференции предстоит еще организация и проведение выставки, посвященной Раисе Тихоновне Гриб.
Кафедра филологии и языковой коммуникации Лесосибирского педагогического института благодарит всех участников за актуальные, интересные доклады и статьи, надеется на дальнейшее сотрудничество!
Материал подготовлен руководителями секций и М.В. Веккессер, заведующим кафедрой филологии и языковой коммуникации