25 июня 2020 года в онлайн-режиме при использовании средств Google Meet успешно прошла научно-практическая конференция XI Международные (XXV Всероссийские) филологические чтения памяти профессора Раисы Тихоновны Гриб «Человек и язык в коммуникативном пространстве».
В приветственном слове при открытии конференции директор института Людмила Николаевна Храмова отметила, что Чтения уже в юбилейный в двадцать пятый раз собрали вместе единомышленников и оппонентов для обсуждения лингвистических, литературоведческих, методических вопросов, отражающих взаимодействие человека и языка в коммуникативном пространстве. Одиннадцатый раз география конференции вышла за границы Российской Федерации. Проведение Филологических Чтений является важным событием для Лесосибирского педагогического института. Значительный вклад в становление и развитие Чтений внесли профессор Борис Яхиевич Шарифуллин, доцент Зинаида Михайловна Иванова, профессор Ирина Владимировна Евсеева, благодаря которым Чтения приобрели особый научный статус. И сегодня проведение конференции как всегда, всегда вызывает огромный интерес в научном и педагогическом сообществе региона и страны.
В приветственном слове при открытии конференции директор института Людмила Николаевна Храмова отметила, что Чтения уже в юбилейный в двадцать пятый раз собрали вместе единомышленников и оппонентов для обсуждения лингвистических, литературоведческих, методических вопросов, отражающих взаимодействие человека и языка в коммуникативном пространстве. Одиннадцатый раз география конференции вышла за границы Российской Федерации.
Проведение Филологических Чтений является важным событием для Лесосибирского педагогического института. Значительный вклад в становление и развитие Чтений внесли профессор Борис Яхиевич Шарифуллин, доцент Зинаида Михайловна Иванова, профессор Ирина Владимировна Евсеева, благодаря которым Чтения приобрели особый научный статус. И сегодня проведение конференции как всегда, всегда вызывает огромный интерес в научном и педагогическом сообществе региона и страны.
Заведующая кафедрой филологии и языковой коммуникации института Мария Викторовна Веккессер, спикер и модератор конференции отметила, что в год празднования 80-летия нашего вуза особо знаменательно было проведение Чтений памяти профессора Раисы Тихоновны Гриб. Для Раисы Тихоновны Лесосибирский педагогический институт стал значительной вехой в жизни, Она начала свою работу в Енисейском (Лесосибирском) педагогическом институте в далеком 1955 году. Открыла путь в профессию, в науку многим выпускникам филологического факультета ЛПИ. Выпускники всегда вспоминают о ней с теплотой и благодарностью.
Тематика большинства докладов XI Международных (XXV Всероссийских) филологических Чтений была связана с еще одной знаменательной датой – 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной Войне.
Ольга Викторовна Фельде, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка и речевой коммуникации ИФиЯК СФУ (г. Красноярск) посвятила свой доклад рассмотрению дискурсивной вариативности концепта «георгиевская ленточка». Ирина Владимировна Евсеева, доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и речевой коммуникации ИФиЯК СФУ (г. Красноярск) представила ход и результаты проекта "Красноярцы в строю победителей 24 июня 1945 года", в ходе которого была издана книга Памяти о красноярцах-участниках первого парада в Москве. Она рассказала об участии в нем преподавателя нашего института – Петре Яковлевиче Грибе, кандидате филологических наук, декане филологического факультета ЛПИ. Константин Викторович Волчок, соискатель кафедры русского языка и речевой коммуникации ИФиЯК СФУ, (г. Красноярск) в своем выступлении определил речевые стратегии дискредитации и дезинформации в отношении Победы над фашистской Германией в русскоязычном сегменте Интернета, подкрепляя их интересным и убедительным иллюстративным речевым материалом. Наталья Васильевна Кулакова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания КГПУ им. В.П. Астафьева (г. Красноярск) освятила вопросы, связанные с особенностями подготовки учителя начальных классов к формированию читательской грамотности обучающихся, под которой понимается рациональное восприятие и переработка информации, содержащаяся в текстах различного характера. Это доклад актуализировал роль учителей начальных классов, русского языка и литературы в становлении функционально грамотной личности, способной критически относится к любой информации.
Ольга Викторовна Фельде, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка и речевой коммуникации ИФиЯК СФУ (г. Красноярск) посвятила свой доклад рассмотрению дискурсивной вариативности концепта «георгиевская ленточка».
Ирина Владимировна Евсеева, доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и речевой коммуникации ИФиЯК СФУ (г. Красноярск) представила ход и результаты проекта "Красноярцы в строю победителей 24 июня 1945 года", в ходе которого была издана книга Памяти о красноярцах-участниках первого парада в Москве. Она рассказала об участии в нем преподавателя нашего института – Петре Яковлевиче Грибе, кандидате филологических наук, декане филологического факультета ЛПИ.
Константин Викторович Волчок, соискатель кафедры русского языка и речевой коммуникации ИФиЯК СФУ, (г. Красноярск) в своем выступлении определил речевые стратегии дискредитации и дезинформации в отношении Победы над фашистской Германией в русскоязычном сегменте Интернета, подкрепляя их интересным и убедительным иллюстративным речевым материалом.
Наталья Васильевна Кулакова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания КГПУ им. В.П. Астафьева (г. Красноярск) освятила вопросы, связанные с особенностями подготовки учителя начальных классов к формированию читательской грамотности обучающихся, под которой понимается рациональное восприятие и переработка информации, содержащаяся в текстах различного характера. Это доклад актуализировал роль учителей начальных классов, русского языка и литературы в становлении функционально грамотной личности, способной критически относится к любой информации.
Не менее интересными были и секционные заседания, в которых приняли участие преподаватели вузов, учителя и педагоги образовательных организаций, магистранты, аспиранты и студенты.
Участники и слушатели отметили высокий уровень конференции, ее глубокое научное содержание. По мнению коллег, Чтения отличаются от других конференций весьма актуальными темами за счёт современного языкового и речевого контекста. Чтения активно способствуют обмену мнениями между молодыми и опытными учёными различных регионов страны, поддерживает связь между наукой и практикой, формирует имидж вуза как регионального современного образовательного и динамично развивающегося учреждения.
К началу конференции вышел в свет сборник статей, в котором представлены более 50 статей, среди авторов доктора и кандидаты наук, аспиранты, магистранты, учителя-практики. Как и прежде география конференции обширна: Китай, Кыргызстан, Казахстан, Польша, Россия (Москва, Тула, Тверь, Казань, Воронеж, Челябинск, Миасс, Барнаул, Новокузнецк, Кемерово, Абакан, Красноярск и др.). Материалы конференции носят междисциплинарный характер. В статьях лингвистов, литературоведов, психологов, методистов и других представителей гуманитарных наук обсуждаются весьма актуальные проблемы: проблемы речевого общения и теории языка; коммуникация в пространстве художественного текста; коммуникативное пространство языка в диахроническом аспекте; современные научные парадигмы и проблемы образования; проблемы межъязыковой коммуникации и преподавания иностранных языков.
Сборник конференции уже выставлен в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU.
Кафедра филологии и языковой коммуникации ЛПИ благодарит всех участников за актуальные и интересные доклады и статьи! Надеемся на дальнейшее сотрудничество и плодотворное обсуждение докладов в ходе предстоящей конференции!