Доступная среда

Лесосибирский педагогический институт – филиал Сибирского федерального университета проводит работу по созданию доступной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ).

В соответствии с Планом мероприятий по повышению значений показателей доступности образовательных услуг ЛПИ – филиала СФУ для обучающихся с ОВЗ и «дорожной картой» в период с 2016 по 2030 годы планируется создание условий для обучения, беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения студентов-инвалидов и обучающихся с ОВЗ и обеспечения доступа к зданиям и сооружениям, расположенным на территории института.

Главный вход в учебный корпус оборудован пандусом с уклоном 1:20. Коридоры первого этажа учебного корпуса, проемы и двери, встречающиеся на путях движения инвалидов, отвечают требованиям СП 59.13330.2012 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. Все преподаватели и работники в 2016 году прошли обучение по Программе инструктажа работников ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» по вопросам обеспечения доступности инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказание при этом необходимой помощи. В институте в соответствии с постановлением ученого совета СФУ (от 29.02.2016 № 3) разработан и утвержден приказом директора института (от 13.05.2016 г. № 104) Порядок обеспечения условий доступности для обучающихся с ОВЗ объектов и предоставляемых услуг в ЛПИ – филиале СФУ.

Кафедры института являются ответственными за обучение студентов-инвалидов и обучающихся с ОВЗ. Факультеты ведут специализированный учет и сопровождают студентов-инвалидов и обучающихся с ОВЗ на всех этапах обучения. Учебно-организационный отдел сопровождает процесс трудоустройства студентов-инвалидов и обучающихся с ОВЗ. Отдел информационных технологий сопровождает функционирование раздела «Доступная среда» (информация для инвалидов и лиц с ОВЗ) и версию для слабовидящих на официальном сайте института. Цель деятельности этих подразделений - создание условий по обеспечению инклюзивного обучения инвалидов по программам высшего образования: сопровождение инклюзивного обучения; создание учебно-методических материалов для инклюзивного обучения; решение вопросов развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения, социокультурной реабилитации; содействие трудоустройству выпускников-инвалидов; создание безбарьерной среды.

Для студентов с нарушением слуха лекционная аудитория оборудована звукоусиливающей аппаратурой, мультимедийными средствами и другими техническими средствами приема-передачи учебной информации в доступных формах.

Для студентов с нарушениями зрения существует возможность доступа в аудитории собак-поводырей (при наличии соответствующих документов).

Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата используются альтернативные устройства ввода информации, в частности специальные возможности операционной системы Windows, такие как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий Windows при вводе с помощью клавиатуры или мыши.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья институт устанавливает особый порядок освоения физкультуры на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Для студентов с ограничениями передвижения это могут быть занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта. В учебные планы включены дисциплины по выбору: «Лечебная физическая культура», «Психолого-психологическое сопровождение детей с особенными потребностями», «Инклюзивное образование», посвященные поддержанию здоровья и здорового образа жизни. Преподаватели физической культуры имеют специальную подготовку для работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Практики для обучающихся с ОВЗ и студентов-инвалидов проводятся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся с ОВЗ в ЛПИ – филиале СФУ внедрена такая форма сопровождения, как волонтерское движение среди студенчества. Студенты–волонтеры способствуют социализации и интеграции обучающихся с ОВЗ в молодежной среде.

Медицинский кабинет института обеспечивает оказание доврачебной помощи, осуществление профилактических мероприятий (в том числе организацию динамического наблюдения за лицами с хроническими заболеваниями, длительно и часто болеющими); пропаганду гигиенических знаний и здорового образа жизни среди студентов в виде лекций и бесед, наглядной агитации.

Cистема мероприятий, реализуемая ЛПИ – филиалом СФУ, обеспечивает создание условий для инклюзивного обучения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. 

Особенности приема лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

  • Институт обеспечивает проведение вступительных испытаний для поступающих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов (далее вместе — поступающие с ограниченными возможностями здоровья) с учётом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее — индивидуальные особенности).
  • В Институте созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях .
  • Вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории.

Число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории не должно превышать:

  • при сдаче вступительного испытания в письменной форме — 12 человек;
  • при сдаче вступительного испытания в устной форме — 6 человек.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников СФУ или привлеченных лиц, оказывающих поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учётом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателями, проводящими вступительное испытание).

    • для слепых:
    • задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом;
    • письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту;
    • поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
    • для слабовидящих:
      • обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
      • поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств;
      • задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;
  • для глухих и слабослышащих обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
  • для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);
  • для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности — по решению Университета);
  • для лиц с нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:
  • письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
  • вступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности — по решению Университета).
  • Условия, указанные в пунктах 90–95 Правил поступления в СФУ, предоставляются поступающим на основании заявления о приёме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.
  • Проведение вступительных испытаний с использованием дистанционных технологий не предусмотрено.

Документы

Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"

Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса

Приказ Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья объектов и предоставляемых услуг в ЛПИ - филиале СФУ 

План мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности образовательных услуг ЛПИ - филиала СФУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Особенности приема лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов